Формирование элементарных математических представлений в различных видах деятельности дошкольников

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Развитие ребёнка дошкольного возраста проходит параллельно по нескольким направлениям. Познавательное развитие очень важно для гармоничного развития дошкольника. Одной из образовательных  областей познавательного развития является «Элементарные математические представления».

Приобретение представлений о математических характеристиках окружающего мира имеет существенное значение для умственного развития детей и оказывает  влияние на формирование интеллектуальных способностей, столь необходимых  для познания окружающего мира. Согласно учебной программе дошкольного образования, работа по образовательной области «Элементарные математические представления» проводиться по разделам:

  • Количество и счет,
  • Величина,
  • Геометрические фигуры и формы предметов,
  • Пространство,
  • Время.

Для того, чтобы воспитанники к концу старшего дошкольного возраста овладели знаниями по всем разделам педагоги проводят работу не только на специально организованных занятиях, но и в нерегламентированной деятельности. (работа организуется 2-3 раза в неделю). Занятия состоят из нескольких частей, объединенных одной темой. Продолжительность специально организованных занятий зависит от возрастной группы и определена учебной программой дошкольного образования.

Как привлечь внимание ребёнка к математике и помочь ему развиваться в повседневной жизни? Для этого требуется постоянное общение с ребёнком, включение его в коммуникативную деятельность. Даже минуты пробуждения можно использовать для развития ребёнка. ( Беседа «Что сначала, что потом»  первое –умоемся, потом – причешемся, заправим кровать…). Так в простой беседе во время коммуникативной деятельности ребёнка без труда можно закрепить понятия «утро», «день», «вечер», «сегодня», «завтра», времена года, порядковый счет, умение отвечать на вопрос «Сколько?».

Во время игровой деятельности воспитанников часто используются игрушки, которые можно посчитать разными способами. Например, считаем глазками. Пусть ребенок сядет себе на руки. Выложите перед ним любое количество игрушек, дайте время посмотреть. Трогать игрушки нельзя, нельзя считать в слух и даже шептать. Работают только глаза. Но у любой игры могут быть варианты. (Можно считать «ушами», «язычком», «всем телом»…).

Предложите девочке игру «гардероб». Играя, она будет подбирать кукле одежду для прогулки. Вместе сосчитайте вещи её гардероба. Поинтересуйтесь чего больше брюк или сапог, шапок или платьев.

На небольших карточках нарисуйте схематически лужи, проталинки, первоцветы и добавьте их в игру мальчика «дорога». Пусть машины объезжают их, а ребёнок пусть считает, сколько луж он объехал или проговаривает в каком направлении двигается машинка. Чего было больше, чего меньше. Взрослый направляет игру вопросами, помогает сделать правильные выводы, исправляет ошибки.

Играя, ребёнок учит числа с удовольствием. Этот процесс прививает вкус к интеллектуальным занятиям и учит прилагать усилия в умственной деятельности. Кроме счетной деятельности во время игры можно закрепить представления о цветах, о величине предметов, о форме. Эту работу можно проводить используя как дидактические игры, так и отдельные эпизоды сюжетно-ролевой игры. ( Различные виды мозаик, домино, пазлы, настольно-печатные игры…).

В игровой деятельности старших дошкольников все больше места занимают дидактические игры, направленные не на закрепление каких-либо знаний, умений и навыков, а на развитие представлений, фантазии, воображения, других познавательных процессов. Очень полезны сюжетно-ролевые игры связаные с куплей-продажей «Магазин», «Ателье», «Банк» и т.д., которые помогают закрепить не только навыки счетной деятельности, но и вычислительные навыки.

Ребёнок с удовольствием принимает участие в трудовой деятельности если она организована педагогом в виде игры с вопросами и ответами (возьми на грядке 2 огурца, сколько там осталось…). Закрепление предматематических представлений возможно и во время уборки группы, участка и во время выполнений поручений по поливке цветов или стирке кукольной одежды.  При приведении в порядок обуви легко закрепить понятие «пара», «право-лево».Закрепление навыка ориентации в пространстве (на себе) возможно при использовании ситуаций одевания или раздевания, выполнения обязанностей дежурных.

Во время  осуществления двигательной деятельности также легко можно использовать  задания направленные на закрепление пред математических представлений. Это могут быть задания с элементами ориентирования в пространстве. Ребенок получает задание найти предмет на ограниченном пространстве участка или группы, получает инструкции и выполняет задание. Закрепление навыков счетной деятельности также возможно и нужно осуществлять при участии двигательной деятельности воспитанников. Можно нарисовать ребёнку план-схему с цифровым указанием количества шагов и тогда он может искать и считать предметы самостоятельно.

Обширные возможности для формирования элементарных математических представлений в познавательно-практической деятельности.  Во время прогулки или в групповом помещении при обследовании предметов или изучении их свойств можно легко повторять или знакомиться с цветом, количеством, величиной. Отрабатывать практические навыки сравнения предметов с помощью наложения, приложения. В старшем дошкольном возрасте в познавательно-практической деятельности осуществляется закрепление временных представлений воспитанников и знакомство с приборами учета времени.

При участии в продуктивной деятельности с различными предметами или материалами  ребенокопосредовано усваивает различные математические характеристики окружающего мира, а также при работе с бумагой, картоном или другими материалами легко сформировать понятие о преобразовании фигур и соотнесении целого и части.

Художественная деятельность дает возможность наиболее полно и глубоко познакомить детей с формой и фигурой, научить обозначать общую форму предметов, а также форму отдельных деталей. При  изготовлении узоров, рассматривании живописных и графических  произведений можно подчеркнуть пространственное расположение деталей, персонажей, частей узора. Также произведения искусства можно использовать при объяснении детям особенностей изменений в природе, которые происходят в различные отрезки суток, в разные поры года.

Любой вид деятельности дошкольника педагог может использовать для  формирования элементарных математических представлений, главное, чтобы эта работа была не эпизодическая и проводилась в системе всеми педагогами, работающими с детьми.

 

 

Источники:

  1. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. –Минск : Нац. ин­т образования, 2012. –416 с.

 

  1. Жытко І.У., Бараноўская В.П., Хадановіч Л.С. “Гуляем, навучаем, развіваем, ці знаёмства дзяцей з матэматыкай”/ Мн.: Выд. У.М. Скакун, 1997. -184 с.