Советы музыкального руководителя

Музыка и дети.Как воспитывать детей,любящих музыку?

11.10.2018

   Музыка в нашей стране вошла в каждый дом. Музыку слушают взрослые и дети – классическую и народную, серьёзную и развлекательную.

Разобраться в этом потоке музыкального звучания бывает порой очень трудно, особенно детям. Поэтому с раннего возраста именно в семье необходимо уделять особое внимание музыкальному развитию ребёнка. По выражению Б.Л. Яворского, необходимо в своей педагогической деятельности “не учить, а научить мыслить”.

Чтобы вызвать всестороннюю творческую активность ребёнка, необходимо объединить различные пути музыкально-художественного воздействия.

На начальном этапе детское творчество выступает в самых различных проявлениях, порой, на первый взгляд, совершенно не связанных между собой. Необходимо упорядочить, углубить. Осознать эти впечатления и выстроить их в единую цепь, стремясь к более высокому виду ассоциаций. Накопление и развитие различных связей происходит в определённой последовательности, в процессе постоянной музыкальной деятельности детей, куда входит не только движение, хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, но и рисование, рассказ и т.д. Музыкальные образы рождают литературные, изобразительные ассоциации, и наоборот. Начальный этап музыкального развития – накопление впечатлений – осуществляется в самых разнообразных формах работы: на занятиях, концертах, в общении с природой, при посещении выставок, музеев и т.д. Так же надо поощрять стремление ребёнка передать своё понимание художественного образа доступными ему средствами выражения, например, в рисунке, отражающем общий характер музыкального произведения. Таким образом, образное видение детьми музыки будет постепенно всё более совершенствоваться, что обязательно найдёт своё отражение в их рисунках, рассказах и прочем. Поэтому необходимо привлекать различные виды искусства для формирования разносторонне развитой личности. Именно через взаимодействие различных видов ощущений, таких как видение, слышание, осязание (сенсорных) и моторно-двигательных (кинетических) совершается психологическая связь между слушателем и исполняемым произведением.

Стоит ли доказывать, что страстное увлечение детей музыкой, всем её неисчерпаемым богатством, возникает под непосредственным влиянием семьи, её быта и прежде всего –

под влиянием примера родителей. Как благотворна сила этого примера в том случае, если родители не только любят слушать музыку, но и отдают ей свой досуг, увлекаются домашним музицированием, собирают диски с хорошими записями не только популярной, но и оперной, симфонической и камерной музыки! Известный скульптор С.Г. Коненков как-то сказал: “Я никогда бы не вступил на путь искусства, если бы с детства не полюбил музыку. Впечатления детства во многом определяют будущее человека, они – фундамент сознательной жизни.”

Мы все рождаемся, обладая определёнными способностями и талантами, и родители играют существенную роль в развитии этих способностей. Конечно, не все дети, любящие музыку, станут вундеркиндами. Родители и не должны преследовать эту цель. Если у вас ребёнок интересуется музыкой, его дальнейший интерес можно стимулировать несложными способами. Прививать любовь к музыке не так трудно, как кажется. Вот несколько полезных советов, чтобы начать действовать:

1.Пойте своему ребёнку, даже если вы не можете воспроизвести мелодию, ваш ребёнок всё равно будет думать, что у вас чудесный голос. Есть данные, что даже плод откликается на музыку, находясь в утробе матери. Верители вы в научные исследования или нет, вреда от вашего пения ребёнку не будет.

Танцуйте со своим ребёнком. Таким образом вы продемонстрируете радость от общения с музыкой и создадите приятные воспоминания от общения с вами.

3.Учите с ребёнком песни-картинки. Дети любят песни такого плана. Играйте с ребёнком, изображая по ролям слова песни.

Можете создавать собственные песни-картинки. Песни такого рода – наилучший способ обучить детей ритму, да и другим музыкальным понятиям.

4. Поделитесь с ребёнком своими любимыми песнями. Если в семье любят петь, и в доме часто звучит музыка, то, как результат – уже с юных лет ребёнок открывает для себя разнообразие музыки, а также различных исполнителей.

Знакомя ребёнка со своими любимыми песнями, вы поможете ему понять, что существует разная музыка, которую он сможет оценить.

5.Покупайте или одалживайте на время у кого-то книги, видео, CD, которые так или иначе связаны с миром музыки. Выбирайте диски, на которых представлены великие композиторы, такие, как Моцарт, Бетховен, Чайковский, Прокофьев, а также известные детские песни. Сейчас выпускаются специальные серии “ Классическая музыка детям”, “Потанцуем, малыш”, “Энциклопедия юного музыканта”, где учтены особенности восприятия музыки детьми разного возраста. Это замечательный способ обучения. Он учит осознавать важность музыки в мире.

6. Берите ребёнка на концерты, если они соответствуют уровню его развития. Я брала своего сына на концерты, когда ему было около пяти лет. Я была обрадована, наблюдая, как он смотрит на артистов, которые находятся на сцене, смотрит с восторгом широко раскрытыми глазами.

Концерты – важная ступень, дающая возможность познакомить вашего ребёнка с исполнителями музыки и с музыкальными инструментами.

7.Можно подобрать и музыкальные театральные постановки для детей. Если вы живёте в крупном городе, где есть детский театр, в котором идут музыкальные спектакли, можно подобрать подходящий репертуар для вашего ребёнка.

Например, в Москве это Детский Музыкальный театр имени Натальи Сац. Но перед спектаклем необходимо настроить ребёнка на восприятие действия, в некоторых случаях рассказать краткое содержание того, что он увидит на сцене.

8. Если ваш ребёнок заинтересуется игрой на инструменте, поддержите его в музыкальных занятиях. Но вы должны быть абсолютно уверены, что нашли учителя, который хорошо контактирует с ребёнком и который имеет спецподготовку, чтобы обучать детей. 

9.Если вы не хотите начинать раннее профессиональное обучение ребёнка игре на каком-либо классическом инструменте, вы можете сделать собственные музыкальные инструменты из материалов, имеющихся под рукой. Малыши – очень любопытные и любознательные ученики. Очень часто родители используют шуточные, весёлые и творческие способы обучения музыке маленьких детей. Например, можно научить ритму, используя повседневные предметы, находящиеся в доме. Маленькие горшки, банки, кружки, сковородки, крышки, кастрюли, ковшики, половники, деревянные ложки, стеклянные бутылки, наполненные различными жидкостями, пластиковые бутылки, наполненные горохом или пульками, карандаши, ручки, линейки и т.д. – всё это можно использовать для создания различных звуков.

10.Важнейшим звеном в воспитании музыкального слуха ребёнка является народная песня. Простые для восприятия и исполнения, они помогают ребёнку почувствовать себя настоящим исполнителем. Знакомьте ребёнка с народными обычаями, праздниками.

11.Позволяйте детям слушать музыку разных эпох, разных культур, называйте инструменты, звучащие в записи. По возможности показывайте картинки, где изображены данные инструменты. Позже попросите их узнать хотя бы один из инструментов, которые они слушали.

Ранние занятия музыкой, как показали научные исследования, напрямую связаны с развитием способностей ребёнка, его обучаемости, а также с его физическим развитием.

По сравнению с долгой историей исследования роли языка, научное понимание музыки – нечто новое. Осваивая музыку, ребёнок становится умнее, спокойнее. Разучивая песню, осваивая музыкальный инструмент, танцуя, ребёнок приобретает опыт, когда тело и разум сливаются воедино благодаря музыке. Сенсорная (чувствительная) целостность – решающий фактор в определении

готовности детей к обучению в школе таким предметам, как чтение, письмо и математика. Музыка помогает понять

пространственно-временные связи, т.е. способствует помочь ребёнку представлять себе пространственные модели и учит рассуждать, логически мыслить. Занятия музыкой также развивают память, эмоциональное восприятие мира. Не каждый ребёнок может вырасти в крупного мастера, но каждый ребёнок должен иметь возможность прикоснуться к классической музыке. Наблюдая за своим

ребёнком вы увидите, какие произведения находят наибольший отклик в его душе.

Поощряйте своего ребёнка, чтобы он слушал музыку, изучал её на протяжении своих детских лет. Делайте это по-разному, но радостно и весело.

свернуть

Пойте на здоровье!

04.09.2018

 

Пение является основным средством музыкального воспитания. Дети любят петь и охотно поют. Пение развивает у детей музыкальный слух, чувство ритма, способность воспроизводить голосом мелодии по памяти. Так же пение оказывает большую помощь и в развитии речи у детей.

При пении приходится выговаривать слова протяжно, нараспев, что помогает правильному, четкому произношению отдельных звуков и слов.

Можно ли учить ребенка петь? Конечно, можно и нужно, но делать это необходимо, зная и учитывая возрастные особенности детей.

 Голосовой аппарат ребенка отличается от голосового аппарата взрослого. Гортань с голосовыми связками в два-три с половиной раза меньше, чем у взрослого. Голосовые связки тонкие и короткие. Поэтому звук детского голоса высокий, а диапазон (объем голоса) от нижнего звука до верхнего очень небольшой.

Как сделать так, чтобы занятия пением приносили пользу и удовольствие ребенку?

Дети должны петь естественным, высоким, светлым звуком, без крика и напряжения. Для развития чистоты интонации, прежде всего надо выбирать песни, удобные по диапазону, тесситуре и дыханию. Очень важно систематически повторять с детьми разученные песни и при этом петь их без инструментального сопровождения, максимально выразительно, естественно, с точной интонацией и дикцией.

Хороший, яркий, выразительный образец исполнения песни – это основа для воспитания у малышей интереса к пению. Особенно желательно, чтобы взрослые пели на высоком звучании, так как, слушая такое исполнение, дети быстрее начинают подражать ему.

Музыкальный педагог должен не только владеть методикой пения, но и уметь беречь детский голос. Нужно следить за тем, чтобы дети пели естественным голосом, не форсируя звук, не говорили слишком громко. Крик, шум портит голос, притупляет слух детей и отрицательно влияет на их нервную систему.

Один из важнейших компонентов пения — дыхание. От характера дыхания зависит качество звучания детского голоса (вялый, напряженный, тусклый, звонкий). Дыхание – это двигательная сила голоса. Чтобы голос был сильным и красивым, нужно развивать диафрагмальное дыхание. Диафрагма – мышца, отделяющая грудную клетку от брюшной полости.
Она является своего рода дверцей, форточкой, которая не дает воздуху моментально выйти из нижних отделов наших легких, тем самым, позволяя нам сказать или пропеть целую фразу. Вообще такое дыхание очень полезно и для здоровья человека. Оно способствует полной вентиляции легких, усиливается кровообращение, улучшается обмен веществ. У людей «поющих» гораздо меньше встречаются заболевания дыхательных путей.

Существует множество игровых упражнений, позволяющих детям овладеть дыханием «животиком»:

  •  «Собачки» — подражание лаю собаки, дышать, как собачка (после продолжительного бега собака дышит очень часто, высунув язык);

  •  «Насос» — надуть «мячик» (активный вдох и выдох одновременно носом и ртом);

  •  «Ветер» — рисовать своим дыханием разные образы ветра (порывами, сильного, спокойного, мягкого и т.д.);

  •  «Задуваем свечи на торте»

Вы можете делать эти упражнения дома вместе с ребенком.

А что делать, если ваш ребенок не хочет сам петь? Как сделать так, чтобы ребенок получал удовольствие от своего пения? Вот несколько советов.

  • Не заставляйте ребенка петь! Не волнуйтесь, если ребенок долго не начинает петь. Малыш должен много раз услышать одну и ту же песенку, прежде чем сам начнет ее петь. Необходимо, чтобы в его памяти отложилось правильное звучание, иначе он не увидит разницы между верным вариантом и своим собственным неуверенным исполнением.

  • Никогда не говорите ребенку, что он поет фальшиво! Правильность воспроизведения музыкальных звуков тесно связана с верой в себя. Если малыш поет неверно, скажите ему, что он поет почти правильно, но звук надо сначала прослушать мысленно, а уж потом петь. Никогда не говорите, что у него нет слуха!

  • Хвалите! Чаще хвалите, радуйтесь успехам малыша, подпевайте ему.

  • Пойте! Не бойтесь петь дома, даже если это не очень хорошо получается. Говорите ребенку, что петь – это замечательно. Пойте вместе с ним, пойте с другими членами вашей семьи. «Поющий» человек – счастливый человек! Пение – это своеобразный антидепрессант, оно расслабляет, успокаивает, воодушевляет, вдохновляет.

Позвольте себе быть счастливыми и пойте на здоровье!



 

свернуть