Советы педагогов

Формирование национального самосознания, любви к Родине и природе родного края в разных видах детской деятельности

14.01.2019

   Уже с детства человек должен гордиться своей национальной принадлежностью, любить свою Родину, знать родной язык, увлекаться культурой, историей своего народа. Период дошкольного детства по своим психологическим особенностям наиболее благоприятен для формирования основ национального самосознания, потому что для детей дошкольного возраста характерны безграничная доверчивость к взрослым, стремление повторять их действия, интерес к окружающему миру, искренность чувств. Впечатления, пережитые в детстве, можно сравнить с буквами, высеченными на камне. Они останутся на всю жизнь, оказывая глубокое воздействие на развитие человека.

  В детском возрасте огромное влияние на процесс национального самосознания оказывают лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие. Ими могут являться семья, детский сад, сверстники, друзья. Первые годы жизни у ребенка имеют решающее значение в становлении основ его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, продумать условия для активного познания окружающего мира. С младенчества ребенок слышит родную речь, колыбельные песни мамы, сказки, пословицы, поговорки формируют начало любви к родному краю, своему народу, стране. Взрослые выступают посредником между ребенком и окружающим миром, направляют, регулируют восприятие им окружающей действительности.

  Первостепенную роль в этом отводится семье. Здесь впервые ребенок осознает себя человеком-членом семейного сообщества и у него есть свое имя. Именно в семье воспитываются доброжелательные отношения к своим родным и близким. Постоянные беседы и разговоры дают представление о том, что семья- это мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка. В семье все друг друга любят, заботятся о малышах, младшие стараются помогать старшим. Обратить внимание на то, что у каждого члена семьи есть свои обязанности: мама готовит, гладит и т.д., папа ремонтирует бытовую технику и т.д.

  Детям 2-3 лет еще трудно представить себе большой город, потому что их жизнь в основном ограничивается тем микрорайоном, где они живут, поэтому постепенно, как происходит взросление ребенка, надо знакомить с близлежащими улицами, обратить внимание, что улиц много, каждая имеет свое название, у каждого дома есть свой номер, что подводит к необходимости знать свой адрес. Рекомендуется обращать внимание на все положительное, что происходит вокруг-построили новый дом, посадили деревья и т.д. Особое внимание необходимо обратить на труд людей по благоустройству города-это труд дворника, мусороуборочных машин, посадка зеленых насаждений и т.д. Постепенно дети смогут понимать, что они тоже жители города и могут что-то делать, чтобы их родной город был красивым и чистым. Также рекомендуется знакомить детей с достопримечательностями родного города. Экскурсии всей семьей по городу, походы в парки, скверы расширяют знания детей о городе и его красоте.

 Для всестороннего развития ребенка необходимо общение со сверстниками, И здесь мы рекомендуем детский сад. Большой объем необходимых знаний получают дети, которые посещают детский коллектив  Именно в детском саду дети учатся вместе играть, дружить, закладываются основы мироощущения и осознания себя в коллективе. На таких занятиях как: «Ребенок и общество», «Развитие речи и речевого общения» для малышей, открывается новый мир, из которого они узнают новые слова  новые предметы, учатся правильно разговаривать и строить предложения- развивается  активный словарь.. Знакомство с природой дети младшей группы получают сначала с элементарных сведений о природе участка детского сада, затем краеведческие сведения о природе родного края. Рассматривание иллюстраций с изображением лесов, полей, рек, озер, животных и птиц, населяющих эти необъятные просторы, дают представления, что наша страна большая и красивая.

Очень важно в этом возрасте привить любовь и уважение к культурным ценностям и традициям своего народа, а начинается это со знакомства с устным народным творчеством: играми, сказками, потешками, праздниками. Чтение и рассказывание народных сказок, заучивание потешек, стихов, прослушивание народных песен расширяют знания и прививают гордость за свой народ. Особое место в произведениях устного народного творчества  занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

   Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей  Родине, гордости за нее необходимо всегда! Воспитание национального самосознания детей дошкольного возраста- процесс сложный и длительный, он не может происходить от случая к случаю. Результат можно достичь только систематической работой. Общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию. У дошкольников нужно воспитывать чувство гордости за нашу Родину, прививать любовь к трудной, но почетной обязанности- защищать Родину, а также гордость за ее историческое прошлое.

  Уважаемые родители, помните, для ребенка, именно вы пример для подражания. Как вы относитесь друг к другу, к своим родителям, к Родине, так и ваши дети будут воспринимать окружающий мир. Наша с вами задача- воспитать настоящего патриота своей Родины, который будет ценить, хранить и уважать переданный ему опыт.

Подготовил:

Соснович С.А., педагог дошкольного образования 1 младшей группы №1

свернуть

С чего начинается Родина?

28.01.2019

С чего начинается Родина?

С картинки в твоём букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается

С той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.

(М.Л. Матусовский.)

 Патриотическое   воспитание  подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени.

 Воспитание   патриотических  чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного  воспитания , включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу и родной стране.

 Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному краю и родной стране. Любовь к родному городу, поселку, гордость за свою страну имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота своей  Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности.

Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они граждане России, маленькие россияне. Для этого лучше всего знакомить детей с малой родиной – местом, где они живут. Дети должны знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что город – часть большой страны, а дети – жители России, ее граждане. Гражданин – житель страны, который признает ее законы (правила поведения), потому что он любит свою страну.

Надо помнить, что  дошкольник  воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому  патриотические  чувства к родному городу, родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом и родной страной.

Такие чувства не могут возникнуть сами по себе.  Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Знакомство дошкольника с родным городом и родной страной - процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю.

Чувство патриотизма включает в себя следующие параметры:

-   чувство привязанности к местам, где человек родился и вырос;

-   уважительное отношение к языку своего народа;

-   заботу об интересах родины;

-   гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

-   уважительное отношение к историческому прошлому своего народа, его обычаям и традициям;

-    стремление посвятить свой труд на благо могущества и расцвета родины.

Любой край, область, город имеют свои особенности. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Родной город... Надо показать ребенку,  что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками.

Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?

Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.

Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

Диапазон объектов, с которыми знакомят  дошкольников   расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники.

 Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Объясните детям, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела.

 В  нравственно-патриотическом   воспитании  огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Родину.

 Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что "...  воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным".

 Задача родителей —   отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.

Подготовил:

Т.А. Ахрименя, педагог 2 младшей группы №2

свернуть